В современном обществе человек все больше начинает лишаться своей внутренней идентичности, стремясь к достижению все больших материальных благ. И в системе вузовского образования российского общества группы духовно-нравственных ценностей вытесняются тиражированием ценностей, прославляющих предприимчивость, материальное благополучие, преимущество сильного, тем самым вводится идеология потребительского сообщества как исключительно лучшего и достойного образа жизни.
Следует сказать, что в нашем обществе с исторических времен сложились ценные традиции, которые так или иначе повлияли на черты национального характера: любовь к родине, соборность, духовность, религиозность и т. и поэтому нельзя не согласиться с выдающимся ученым Ушинским К. в том, что продуктом длительного исторического развития нации, которое нельзя заимствовать у других народов, является в первую очередь духовное воспитание [1, с. 195].
То, что мы закладываем сейчас, отразится в будущем и будет определяться степенью и качеством образования молодых людей. Главенствующим станет не система приобретенных знаний, хотя это тоже немаловажно, а мировоззрение молодого человека, его ценности, ценностные ориентации, убеждения и идеалы. Во что он верит, в чем убежден. И каким будут убеждения человека, выходящего из стен образовательного учреждения, во многом зависит от национальной политики в области образования, самих субъектов просветительной деятельности.
Духовность есть основа культуры общества и человека, и в этом плане весьма значимо духовно-нравственное становление личности в стремлении общества к духовному возрождению. В Современном философском словаре Кемерова В.Е. духовность трактуется как «тяга людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей. Духовность как добровольный выбор индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинение своей жизни их требованиям» [2, с. 209].
Совершенно несправедливо сравнение культуры к духовности или представление духовности исключительно как выражение культуры. В целом, смысл определения духовности представляет собой обращение человека к высшим ценностям как основополагающим ориентирам его духовного бытия, признание присутствия у него смысла жизни как нормального (здорового) духовного состояния, акцентирование понятия совести как признака проявления духовной жизни, в осознанной потребности переживания человеком высоконравственных чувств, способствующих личностному духовному становлению и саморазвитию.
Мы не можем считать личность духовно-нравственной, если образование не обеспечит воспитания ее ценностных установок в отношении к обществу, человеку и природе.
В итоге молодое поколение становится легко поддающейся манипулированию, принятию мировоззренческого и нравственного релятивизма. Все же результат информационно-культурного воздействия на сознание и подсознание групп и индивидов во многом зависит от уровня образования объекта воздействия, поскольку, чем выше уровень образования, его духовно-нравственный потенциал, тем труднее манипулировать человеком. Именно нравственность человека является главным итогом трудного пути духовного развития личности. И здесь нельзя не согласиться с уважаемой ученой Румянцевой Н.Л., утверждающей, что в своем развитии человек проходит несколько этапов на пути от человека биологического к человеку духовному: 1 этап – биологический, 2 – коммуникативный, 3- экзистенциальный, 4 – рефлексивный, 5 – духовный, 6 – духовное зрение. [3, с. 194].
Таким образом, в развитии человека принимают участие следующие духовные сферы жизни общества - это культурная среда и образование, приоритетное направление которых – возможность развития человека до духовного.
Учебная среда способствует формированию и усвоению не только знаний, но и развитию мышления, интеллектуального и духовного развития, вырабатывает тенденции к самопознанию и самосовершенствованию, а в дальнейшем к гармонии с самим собой, окружающими людьми, к гармонии личных и общественных интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. — М., 1998. С. 195.
2. Современный философский словарь /Под общей ред. д.ф.н. проф. В.Е.Кемерова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. С. 209.
3. Румянцева Н.Л. Человек развивающийся (Путь к единой культуре): Системно-диалектический подход. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 87.
Деликатная: Дзен
Комментариев пока нет